Анна Гавальда "Просто вместе"

Анна Гавальда – новая звезда французской литературы. Ее книги расходятся миллионными тиражами и переведены на тридцать языков. «Просто вместе» - второй роман писательницы, недавно он вышел и на русском языке.


Его герои - талантливая художница и интеллектуалка Камилла, работающая ночной уборщицей офисов, молодой человек по имени Филибер, представитель аристократического рода и продавец открыток, и искуснейший повар Франк.
Образ главной героини Камиллы привычен для большого города. Одинокая, рефлексирующая, пробивающая дорогу к своему призванию, совершающая массу ошибок, но не оставляемая судьбой, хозяйкой случайностей. Она из тех, кто ищет свое место в мегаполисе, а мечтает о домике в провинции.
Можно было бы упрекнуть автора в легкости жанра, в том, что ее внимание сконцентрировано больше на эмоциях, размышлениях персонажей, отсюда – некоторая узость повествования. Однако симпатию вызывают ценности, которые проповедует Гавальда – дружба, доброта, взаимопомощь, доверие. Не «просто вместе» жить, а именно дружить, преодолевать эгоизм, помогать, быть внимательным, заботливым, учиться жертвовать и быть ответственным, мириться с чужими недостатками. Роман привлекает своей искренностью и человечностью. Люди, для которых боги – великие художники, неординарные повара, короли или историки, все же на своем уровне пытаются воплотить в жизнь заветное: «Возлюби ближнего своего…».
Красной нитью в романе проходит тема кризиса семьи, кризиса отношений родителей и детей. Герои Анны Гавальда необычны, пронзительно одиноки, иногда нелепы и до отчаяния несчастны. Скорее всего, именно потому, что в детстве были лишены родительской любви, теплоты, душевной заботы. Родители не понимают детей, обижают их, отталкивают.
Опору можно найти у представителей более старшего поколения. Так, к трем друзьям присоединяется Полетта, бабушка Франка. Эта героиня показалась мне интересной, но не до конца раскрытой. Олицетворение старости, пройденного жизненного пути, находящаяся в преддверии смерти (что ждет неизменно каждого из нас) – эта ее роль не была осмыслена ни одним из героев, ни самой Полеттой. Что это значит – прожить жизнь? Что это значит – ждать смерти? Всего лишь греть лицо в саду на солнышке? Не очень ярко описана дружба Полетты и Камиллы, той, кто горько сокрушался об ее уходе. Почему она так привязалась к этой старушке? Почему полюбила ее? Не все просто и в отношениях Полетты и Франка. Единственного близкого человека он отправляет в дом престарелых. Сам испытав чувство оставленности, предательства со стороны матери, он, тем не менее, повторяет ее поступок. Хотя совесть его гложет и не дает спокойно жить.
Социальная реальность аккуратно обрезана писательницей по контурам фигур ее героев, попадаются лишь немногочисленные штрихи о том, что там, за пределами, на улицах, в большой, бурлящей жизни. Однако, оказывается, что этой, не изображенной, действительности можно противостоять только вместе.
В прозе Анны Гавальда мне послышались мотивы Франсуазы Саган. Французская «женская» литература для меня всегда была, что называется, «немного солнца в холодной воде». Первый раз прочитав Саган, я поразилась наличию невидимого, но прочного стекла между людьми: индивидуализм, закрытость, сконцентрированность на своей внутренней жизни. Гавальда очень эмоциональна, искренна, она изо всех сил старается избавиться от этой преграды. Символичен выход Филибера в рыцарских доспехах на сцену театра и его разоблачение вплоть до нижнего белья с фамильным гербом – быть открытым возможно!
Однако так ли это, если стекло – часть менталитета? Потому веришь и не веришь в счастливый конец этой «сказки для взрослых».