Отзывы

"Городское одиночество выражено в рассказах Марии Скрягиной «Точка весны», написанных внятным, искренним языком в традициях современной эскапистско-реалистической прозы. Героиня, редактор издательства и несостоявшийся поэт, чувствует себя чужой среди встречаемых людей. «Но мои прежние знакомые, поболтав со мной полчаса, осыпав меня с ног до головы добытой в жизни мишурой, уйдут, а я с ужасом пойму: им нет до меня, моих радостей или забот, моих планов или сокровенных мечтаний никакого дела. Никакого. Словно я пустое место». Слиянность с миром, глобальное метафизическое сиротство, груз прожитых лет, одиночество провинциала в большом городе, ощущение во времени поколения конца 70-х — всему этому нашлось место в рассказах Скрягиной. Подбирать нужные слова о её прозе сложно, как не всегда находишь их, когда дело касается чего-то дорогого и близкого. Просто читайте".
Борис Кутенков

"Если нужно было бы коротко сформулировать творческое кредо Марии Скрягиной, можно было бы сказать так: Мария пишет о поиске утраченного добра.
Человек теряется в потоке жизни (не только современной – так было во все времена), да ещё человек этот – и наш современник, так же как наши отцы и деды, – к сожалению, легко портящийся товар. Все мы изначально знаем, как и что надо, но здесь и сейчас приятнее, выгоднее, вкуснее... закрыть глаза, не думать, не поступать по совести. Герои рассказов Марии Скрягиной настоящие, не придуманные, они живут среди нас – они и есть мы. Слабые, испуганные, злом одержимые. Но не без нравственной сердцевины! И именно её находит во всех людях молодая повествовательница.
Пишущих людей много. В любом произведении можно найти ответ на вопросы «о чём» и «как» написано, и лишь немногие литераторы отвечают «зачем» они взялись писать. А требовательный читатель не довольствуется хорошо упакованным времяубиванием. Широкая панславянская душа и христианские (да не только!) ценности Марии Скрягиной – главные ответы на это «зачем» создан сборник рассказов «Вид на Старый город».
Бранка Такахаси, писатель, переводчик

"Мария пишет о любви, которая лучом света проскальзывает по ее рассказам, рассыпает свои солнечные блики то там, то здесь, чтобы оживить любовью к этому миру и замшелые улочки Старого города, и чью-то душу, потерявшую покой и безмятежность. Сквозь отчаяние, переживания героев чудится Божественная длань, ведущая человека по предначертанному ему пути, ведущая порой через тернии, через испытания и потери.
История Марты Фишер, нашедшей свое счастье и возлюбленного неожиданным и даже романтическим путем, прекрасна не только своим хэппи-эндом, но еще и тем, что возлюбленный ее бескорыстен, иногда даже слишком. В наше время бескорыстное участие и сострадание встречаются, кстати, не так редко, как кажется, просто это не слишком модная тема, а если уж и модная, то чересчур заглянцованная, до медово-пряничной глазурованности, до отвращения. Реальная жизнь несколько проще, менее утонченна и изящна, она такова, что наряду с такими героями, как Пламен и Димитр Димовы встречаются и такие люди, как фрау Хаберер: изощренно-мстительные, любящие лесть и униженность тех, кто от них зависим. Многие ли из человеков способны в нашей жизни на поступки? Поступки, которые ведут к действиям, за которыми ответственность не только за свою жизнь, но и за жизнь общества, страны, племени…
Параллельно основному действию Мария Скрягина словно ведет диалог с Богом, диалог о жизни и смерти, о ценности человеческого бытия, о вере и неверии, об утрате веры. Как можно примириться с тем, что «пути Господни неисповедимы», когда умирает любимый человек, или разводятся твои родители, или…? Каждый ищет ответ для себя сам, кто-то находит, кто-то нет, но каждому воздается по вере его, и это, наверное, справедливо.
Все рассказы Марии Скрягиной похожи на сказки, нежные, тонкие, романтичные. Несмотря на то, что в них происходят порой и трагические события, ощущение всё равно остается освежающее, как после грозового майского ливня. Таков рассказ-сказка «Тайна спящей царевны» про девушку-шаманку Алай с синими глазами, найденную еще младенцем туманным рассветным часом скотоводами. В высокогорной небольшой долине хранила она покой племени, защищала их, как мать свое дитя, и вся эта история словно маленькое сверкающее чудо на чьих-то ладонях, фантастически неправдоподобное, но оттого, не менее прекрасное.
Где бы ни происходило действие рассказа: в глухой деревушке, в готическом старинном городке на берегу Дуная, в современном ли городе – главная звучащая нота остается одна – как прекрасен божий замысел в любви ко всему живому, в неизбывной красоте жизни, в чистоте душ, творящих добро и милосердие.
Ирина Горюнова, писатель, член Союза писателей России, литературный критик

"Самым сильным рассказом в финальной пятерке мне представляется рассказ Марии Скрягиной «Тайна спящей царевны». Всадник находит в степи среди высокой травы сверток с младенцем, белолицей девочкой. Привозит девочку к себе, растит как дочь, но в девочке открывается странная сила, уже в четырнадцать лет она становится шаманкой, духообщительницей, которая «держит» на своих плечах все племя, к которому принадлежит, а потом настает час ее битвы в духовном мире с врагом племени, но, побеждая его в мире духов, она теряет свою земную жизнь. Ее торжественно хоронят. А после этого – полтора десятка строк информации, что в 1995 году в алтайской степи было обнаружено двухтысячелетней давности захоронение молодой женщины, «царевны», тело которой сохранилось так, словно она была похоронена вчера. И все, весь рассказ. В нем даже нет четко прорисовывающейся сквозь художественную ткань сюжетной конструкции. Но все это написано с такой поэтичностью, с таким глубоким авторским проникновением в душу своей героини, в обстановку, в которой проходит ее жизнь, в верования, что были свойственны людям той поры и тех мест, что безыскусный внешне рассказ полнится выразительной силой, впечатляет и вбирает читателя в себя, заставляя его переживать с героиней, сочувствовать ей, а в результате, как то и должно быть с художественной литературой, испытать чувство эстетической радости"
Анатолий Николаевич Курчаткин, писатель, член жюри конкурса исторического рассказа издательства "Олма"

"Несомненно, лучшие Ваши рассказы - это "Тайга" и "Вид на старый город". Они действительно профессиональны, в хорошем смысле. А вот "Секрет корпорации" достоин романа, настоящего, "полноцветного", с раскрытием всех характеров и проблем. Мне кажется, его задумку нельзя уместить в рассказ, получается слишком сжато. Но это была бы огромная работа.
Ваше основное достоинство - достоверность. Я ведь обычно не доверяю авторам, а тут, практически в каждом рассказе мне казалось, что Вы пишете о том, что очень хорошо знаете, что это не просто пропущено через сердце, пережито внутри себя, а произошло с Вами на самом деле. Именно поэтому так поражает разница во временах, в характерах, в местах событий.
Второе несомненное достоинство - стиль, чувство языка. Но об этом я уже говорила.
Третье достоинство - чувственность, умение (при желании) заставить сопереживать. Например, мне совершенно чужд образ Марты Фишер: искание веры (как вы правильно заметили) меня не трогает; одиночество и жизненные тупики мне не просто незнакомы, они мною осуждаемы (не в плохом смысле, для себя). Но Вы заставили меня понять Марту, плакать и радоваться вместе с ней, принимать ее и понимать.
Не хочу критиковать, но Ваше слабое место - сюжет. Впрочем, это мое личное отношение к сюжету и его важности для литературного произведения; существует множество прекрасных книг, в которых сюжет не играет роли.
И все равно, получила настоящее удовольствие, читая Ваши рассказы!"
Ольга Денисова, писатель

"Победители конкурса «Русская тема» были выбраны не потому, что посвятили свои произведения войне или деревне, а потому что пишут они о человеческом духе. А также ­- о моральном выборе, а это, позволю себе заметить, один из основополагающих камней литературы. И нет ничего удивительного, что в тех случаях, когда человек живет на земле, наполнен теплом, признательностью и любовью к родине и сумел это выразить (например, рассказ «Тайга») - такая вещь воспринимается как отражение Русской Темы.
В некоторых конкурсных рассказах тоже есть жизнь человеческой личности, но, как правило, это сугубо эмоциональные переживания, не чувства, а эмоции, касающиеся одного человека, без умелого обобщения чувств других людей и «без чувства дома». Мария Скрягина, написавшая «Тайгу», сказала о женщине и ее сыне так, что видна судьба не только ее одной, а судьба жителей России. В жизни человек может быть сколько угодно без-роду-без-племени, если ему это нравится, но в литературе безродность таинственным образом порождает чувство опустошенности. У Марии тема обдумана, ее текст говорит о жизни многих в нашей стране, говорит хорошим человеческим языком".
Марина Бонч-Осмоловская, член СП России, член жюри конкурса СП России «Русская тема»

"Читая рассказы Скрягиной, не перестаёшь удивляться разнообразию сюжетов, жанров, затронутых исторических пластов. Кто она, Мария Скрягина? Автор сельской прозы? Писатель-фантаст? Популяризатор истории? Мистик? Честно говоря, затрудняюсь ответить. В любом из жанров Мария пишет невероятно профессионально, и, что самое удивительное, - правдиво и достоверно. Её персонажи настолько реальны даже в фантастике, что читатель верит и сопереживает всему написанному. Отчего это так? Может быть, секрет в зрелости автора?
Юрий Лопотецкий, «Литературный Интернет. Избранное», редактор