Анна Козлова "Люди с чистой совестью"

Не церемонясь, вспороть тьму ножичком для кесарева и выпустить на волю чертенят, погрузиться в глубокую клоаку без акваланга и вовремя вынырнуть, заглянуть в ад, обнаружить, что там тоже копошатся люди, поведать истории из их жизни и назвать книгу «Люди с чистой совестью».


Как бывает катафатическим богословие, приближающееся к Богу путем отрицания не присущих ему признаков, так, видимо, в данном случае – это что-то вроде катафатической литературы, которая отрицает наличие в современной действительности какого бы то ни было света – ни любви, ни верности, ни дружбы, да и смысла здесь нет.
Герои Козловой – разочарованные, циничные, развращенные, уцепившись крюками судеб за ложные цели, пытаются тянуться вверх, все же понимая безуспешность и обманчивость своих попыток.
Главный герой Валера женат на Даше, дочке думского функционера. Удобное родство помогает Валере стать своим в Партии Любви, а также подружиться с лидером молодежного крыла Федором Рыбенко. Пикантность ситуации заключается в том, что Даша, недолго думая, изменяет Валере с Рыбенко, а потом они начинают жить втроем. Между делом проводятся какие-то партийные акции, прессухи, из партии выкачиваются деньги на сомнительные проектики.
Возможно, для тех, кто в курсе, какие реальные лица выступили прототипами героев, роман покажется более интригующим. Но событийно он бедноват. «И гадчайше завертелось» – скорее, завертелось стилистически, Козлова умеет держать темп повествования, и герои у нее колоритные, и пикируются они у нее – палец в рот не клади, и происходящее описывается с юмором, гротескно, иногда чересчур.
Современный московский роман уже не покидает пределы «Шоколадниц» и ресторанов. Большую часть времени герои пьют, чередуя пиво, водку, шампанское, потом мучаются от похмелья, но, к счастью для читателя, успевают поразмышлять о смысле жизни, творчестве, любви и семье. Размышления эти неутешительны: Валера еще молод, ему 27, а не хочется уже ничего. И «это безволие, оно тотально, на всех уровнях, оно победительно. Ничего настоящего просто не осталось». Рыбенко еще более категоричен: «Наш мир – говно», так что ждать ничего хорошего и вовсе не следует. Даша, любительница дорогих шубок, сапожек, исправная посетительница фитнесс-центров, косметических салонов, не мыслящая жизни без шопинга, формулирует: «Главное – жить по-человечески. Чтобы были нормальные деньги, и занимайся, чем хочешь».
По-человечески. А что есть человек? Образ и подобие Божие. Весь ужас как раз в том, что человеков-то в романе Козловой и нет. Недаром, Даша, пытаясь воцерковиться, начинает видеть вокруг чертей. Человек давно променял себя настоящего на деньги, секс, алкоголь, карьеру. Что дальше? Пустота, в которую улетает Рыбенко?
И все-таки, где-то там внутри, она есть – посланница Господа Бога, компас, данный нам от рождения, чтобы не затеряться в мире людей. Душа, «которая все чувствует и болит»… Ее еще можно спасти.