Борис Акунин "Алмазная колесница"

Что вам приходит на ум при слове «Япония»? Фудзи, суши, нинзя, кимоно. Все эти и многие другие, более сложно произносимые слова встретятся читателю в «Алмазной колеснице» Бориса Акунина. Благодаря этому произведению, вы сможете пополнить свой японоязычный лексикон и с головой окунуться в экзотику Страны Восходящего солнца.


Книге свойственно определенное изящество – изящен сюжет, изящно оформление глав с трехстишиями хокку в конце. В общем, этот детектив претендует на нечто большее, чем массовое развлекательное чтиво. Акунин – специалист по Японии, что здесь демонстрируется без всякого стеснения. Философия, история, язык, обычаи, от многочисленных подробностей книга Акунина кажется более японской, чем произведения того же Мураками. Хотя для того, чтобы читатель не уснул над замысловатыми японскими реалиями, иногда приходится превращать сюжет в настоящий боевик, и тогда Фандорин по активности не уступает Джеймсу Бонду.
Во всех детективах Фандорин разный – то деятельный, энергичный, темпераментный, то незаметный, меланхоличный, а в «Алмазной колеснице» понимаешь, что фигура Фандорина, несмотря на весь свой внешний лоск и самонадеянность, по сути трагична. Всегда уверенный в том, что прав, словно запрограммированный, без возможности остановиться, Эраст Петрович ничего и никого не жалеет для достижения своей цели. Быть умнее всех, быть сверхчеловеком, чувствовать свое превосходство над остальными, что-то кому-то доказывать… Но в конце расследования ждет пустота, и вся его энергичная деятельность оказывается бессмысленной. Убиты друзья, мертва возлюбленная и сын, уничтожены враги, остается на пепелище Фандорин. Холодноватый, самодостаточный, рациональный. Несчастный. Незнающий, для чего живет.
Эту внутреннюю пустоту он стремится заполнить механистически, пытаясь соединить искусства, тайные знания Востока и технические достижения Запада, так должен получиться универсальный рецепт мировоззрения и миробытия. Можно сказать, что в своем упорстве Фандорин доходит до предела, перед ним открывается сама Алмазная колесница – путь к истине через постижение законов Зла. Мудрый старичок-учитель витийствует о том, что мир не может существовать без Зла, что оно есть полнота жизни и человеческой души, что оно естественно и присуще мироустройству. И более того, угодно Богу. Нет, Фандорин не таков, чтобы преступить общепринятые нравственные императивы и последовать Большому Знанию Алмазной колесницы, он поступает вполне типично для себя – соглашается научиться более безобидному Малому Знанию.
Только ловишь себя на мысли…Акунин в переводе с японского – «плохой человек», «Алмазная колесница» – путь Зла, и что это в целом – игра, провокация, очередная фишка? Иногда хочется спросить автора – во что Вы играете, господин Акунин, и не кажется ли Вам, что весь мир слишком увлекся этой игрой?
Космополитичный Фандорин все еще верит в прогресс, считая его неизменным благом, двигающим человечество вперед. И на задний план уходит понимание того, что прогресс – это не аэропланы, радио, чудеса техники, достижение материального благополучия, это борьба с мировым злом, препятствующим достижению конечной цели мироздания – единству с Богом. Об этом в ответе сэнсею Тамбе – ни слова. Так и кажется, что закроет читатель книгу и подумает: «А ведь в словах старика что-то есть…Что-то слишком мы носимся с этим злом, пора бы уже привыкнуть…»