Дэн Браун "Код да Винчи"

Вышедшая несколько лет назад в США книга Дэна Брауна «Код да Винчи» и по сей день остается бестселлером во многих странах мира. Более того, в Голливуде запускается одноименный фильм, автор пишет продолжение романа, а другим труженикам бумаги и пера ничего не остается делать, как сочинять комментарии к «Коду».


В многочисленных публикациях Дэна Брауна неоднократно называют американским Пересом-Реверте. И все потому, что писатель подвизался на ниве интеллектуального детектива, столь любимого европейцами. И даже место действия избрал европейское – Париж, Лувр.
Итак, есть основанный в 1099 году Приорат Сиона — старейшее европейское тайное общество, прообраз будущего масонства. Со времен разгрома ордена тамплиеров смыслом существования Приората стало хранение великой тайны, обнаруженной крестоносцами на месте Храма Соломона. В свое время в Приорат входили такие известные личности, как Леонардо да Винчи, Исаак Ньютон, Виктор Гюго…
С другой стороны, личная прелатура Ватикана, известная как «Опус Деи» и прославившаяся уже в наше время необычайной набожностью, противостоит Приорату и под неофициальным прикрытием Рима готовится эту Тайну ("краеугольный камень", Чашу Грааля и т.д.) заполучить любыми способами.
В центре событий оказывается американский профессор религиозной символики Роберт Лэнгдон, прибывший в Париж с лекциями, и Софи Неве — внучка Жака Соньера, куратора Лувра, убитого прямо в Большой Галерее и перед смертью оставившего удивительное зашифрованное послание, повергшее в шок даже полицию… Роберту и Софи предстоит взломать множество увлекательных шарад, выстроенных Соньером, также членом Приората, по идеям великого Леонардо да Винчи.
В ходе расследования читатель узнает о том, что Иисус не был Богочеловеком, а более других апостолов любил Марию Магдалину. Она же после смерти Христа скрывается в Галлии, где и рожает от него ребёнка, основателя рода королей Меровингов. И в целом читателя ждет очень много «сюрпризов» из области истории, религии и искусства.
Несмотря на очевидную шаблонность сюжета: и снова герой-профессор, и милая подружка-француженка (конечно же, очень молодая и очень умная), и наемный убийца, и тайные общества, книга стала весьма популярной и помогла увеличить продажи остальных романов Брауна. Ничего нового он в «Коде да Винчи» не открыл (автор и сам признает, что все обсуждаемые теории и до него были изложены в различных монографиях), сенсационность бестселлера слишком преувеличена.
Так в чем же секрет популярности этой книги? Может быть, в словах «символ», «профессор», «Лувр», «Леонардо», «Орден», «Грааль»? С одной стороны, они такие знакомые, с другой – являются знаками специфических областей человеческого знания, и за ними стоит больше, чем может знать простой обыватель. И это привлекает. Браун ловко перекодирует привычные культурные и религиозные символы, обыденные вещи становятся полны таинственного смысла.
Апокрифы – не принятые в канон Священного Писания книги, находящиеся на периферии религиозного сознания (какие-то из них Церковь считает полезными для чтения, другие – еретическими) – приобретают у него центральное значение, легкая подвижка и вот уже истина – в них. И на это легко купиться, потому что они тоже облечены древностью, они пришли из глубины веков. А то, что древнее – то и есть настоящее – вечная логика человеческого мышления. Все тайны в прошлом.
Главная заслуга Брауна – грамотный, «голливудский» монтаж. Автор пользуется мозаичностью современного сознания – разрезая метаисторию на составные, знакомые каждому, события, части, символы, он может соединять их заново в самых различных комбинациях, сопровождая подробными разъяснениями и ссылками на авторитеты. В этот раз калейдоскоп Брауна рисует историю, где Христос – человек, Мария Магдалина – его жена и любимый апостол, в другой раз герои вообще могут поменяться местами. Эта игра причудлива. Человечество устало быть серьезным, само десакрализуя свое существование, свой смысл бытия, не видя цели, оно стремится к развлечению, к игре, к легкости. «Сакральность» у Брауна – на самом деле отсутствие всякой сакральности, потому что разве может быть священное там, где нет Бога?
«Всякая вера на этой земле основана на фабрикации... В любой религии Бог описывается через метафоры, аллегории и преувеличения разного рода… Метафора есть не что иное, как способ помочь нашему сознанию принять неприемлемое. Проблемы возникают, когда мы начинаем воспринимать метафоры буквально».
«Религиозная аллегория постепенно стала частью реальности. Плотно и неразрывно вплетена в нее. И помогает миллионам людей жить в этой реальности, мириться с ней и становиться лучше».
Понимание Бога только как метафоры и морального императива предлагает человеку усеченный вариант веры, этакий удобоваримый кусок в симпатичной обертке, но абсолютно оторванный от небес, от традиции, от таинств, от церковного единения в Боге. Субпродукт для потребления.
На протяжении всей истории христианства Христа хотят сделать просто человеком, пусть и великим учителем, реформатором. Но в чем тогда смысл жизни самого человека? Ведь Христос, благодаря Своей Божественной природе даровал людям вечную жизнь, избавил человечество от тлена смерти. Существуют потомки Марии Магдалины и Христа, но что от этого человечеству? Обретет ли оно благодаря этой «тайне» спасение? Как этот факт изменит мир?
PS. Удивительно, как Браун пропустил версию, приписывающую именно неутомимому Леонардо да Винчи создание знаменитой Туринской плащаницы. Может, он приберег этот секрет для второй части?