Дмитрий Быков "Эвакуатор"

Дмитрий Быков в июне 2006 года удостоился сразу двух премий – была отмечена его книга о Борисе Пастернаке и роман «Эвакуатор» (премия Бориса и Аркадия Стругацких). А ведь мы всегда знали Быкова как телеведущего, и вдруг – новый талантливый писатель.
Уже с первых страниц понимаешь – книга занятная. Встречаются двое. Катька, обычная офисная служащая. Игорь, ни много, ни мало, инопланетянин. Он рассказывает ей о своей чудесной планете, где все устроено гораздо разумнее, чем на Земле.

Она слушает, подыгрывает и влюбляется. И чем больше разгорается внеземная любовь, тем страшнее разворачиваются вокруг события – Москву начинают взрывать чеченские террористы, привычная реальность истончается на глазах, грядет конец света. Игорь предлагает Катьке эвакуироваться к себе на родину, в созвездие Козерога. Что это? Игра? Или все по-настоящему?
Быков пишет интересно, захватывающе, и язык живой, забавный придумывает для инопланетян, и фантазии настолько искусно вплетает в обычную действительность, что без сомнения идешь вслед за героями и веришь. Только напрасно. Инопланетяне, побег на Альфу Козерога – все окажется вымышленным.
Герои Быкова – простые люди, размышляющие о вечных проблемах бытия – что есть добро и добро, существует ли Бог, а если существует, справедлив ли Он, кто достоин Его милости и спасения, кто вообще чего достоин в этой жизни, и можно ли создать идеальное общество. Но это у Достоевского простые люди оперируют сверхистинами, выводя их на уровень вселенского откровения. Здесь наоборот – первоистины сводятся на средненький, житейский уровень. Катька не верит в Бога только потому, что не может себе Его представить.
Игорь и Катя – обычные люди, загнанные в определенный социальный формат, они пытаются из него выбраться доступными средствами, играя, фантазируя, убегая из реальности и создавая новую, виртуальную, волшебную. Но эта возможность самореализации не бесконечна, ее двигатель – страстная любовь, поддается обстоятельствам, чувству долга, угасает. И бегут герои с Альфы Козерога, бегут на другие планеты, где вновь все рушится, пока не возвращаются в действительность, в горящую Москву.
Одна из тем книги - атомизация общества, разрыв семейных и дружеских связей. Катя может забрать с собой на Альфу еще пять человек. Выбор, на первый взгляд кажется легким – неужели вокруг каждого из нас не найдется нескольких людей, которые достойны избегнуть смерти? Но оказывается, что в сегодняшнем мире мы замкнуты лишь на своей семье, да и то зачастую эти отношения формальны. Друзья – случайные люди, с которыми не о чем разговаривать, от которых не ждешь ни помощи, ни понимания. Современность движима одиночеством, и это грустно.
Наверное, самая яркая фигура романа, трогательная, вызывающая симпатию и восхищение - танцующий мальчик. Каждый вечер среди надвигающегося на город хаоса Игорь и Катя наблюдают, как в одном из окон вальсирует по комнате подросток. Катя предлагает ему эвакуироваться. Но Валентин отказывается. “Меня ведь никто не освобождал от моих обязанностей… Может быть, я и не спасу. Мне кажется, вся беда именно оттого, что мы все время думаем: а что, если? А надо делать, и все”.
Эвакуатор – профессия, придуманная цивилизацией, которой приходилось много эвакуироваться. Но цивилизации, вечно бегущей от Зла, все равно не спастись. Может быть, если только встретить Зло лицом к лицу – или погибнуть или выстоять. Кончается игра, и герои все-таки уходят по направлению к Москве, навстречу потокам беженцев.
«Кое-что еще можно было спасти».