Джулиан Барнс "Метролэнд"

Один мой друг сказал: “Хорошо англичанам - у них есть Барнс”. Не знаю, что он имел в виду - наличие у нации собственного “знамени” постмодернизма, или то, что английская земля все еще способна рождать талантливых писателей. Но с этим утверждением трудно не согласиться - Джулиан Барнс хорош. Всегда умеет прикинуться вашим другом - образованным, начитанным, полным юмора, в меру циничным, доверительно глядящим вам в глаза, говорящим то, что вам хочется слышать.

Он - тот, с кем хочется проводить время.
Деятельность Барнса в литературе подобна трудам новой хозяйки, которая начинает с перетряхивания вещиц в старых сундуках, его пересмотр ценностей последователен (от Библии в “Истории мира в 10 1/2 главах“, любви и брака в “Как все было”, до собственной родины в “Англия, Англия”). Зачастую он будет действовать вам на нервы, полностью пренебрегая установившимся пиететом по отношению к самым сокровенным вещам, но, в конце концов, вы будете ему благодарны за новый взгляд, за избавление от пыли.
Герой Барнса в “Метролэнде” (не стоит пугаться названия - к метро эта книга имеет весьма далекое отношение) - бунтарь мелкого пошиба. Свой бунт он осуществляет через эпатаж, мелкие пакости и подтрунивание. Чистенький, умненький, неординарный, способный мальчик из состоятельной семьи, которому уже с детства претит повторять пути родителей и окружающих: скучная работа где-нибудь в банке, уютный домик на окраине Лондона, жена да пара ребятишек. Неоднократные попытки осмысления жизни в обыденном, даже скажем больше, буржуазно-капиталистическом мире с его скучными ценностями, статусами, ориентирами и отношениями приводят всегда к одному - к встраиванию в это общество, через срезание своих собственных острых углов. Бунтарский налет исчезает, на смену ему приходит самоуспокоение. Насмешник Барнс сдается. Улыбка еще остается на губах, но внутри - тоска и жалость. Скучно как-то. Безысходно, однообразно и предсказуемо. Как в жизни?