Евгений Гришковец "Рубашка"

Романом сие произведение нарекли, наверное, для красоты, потому что на самом деле – это скорее зарисовка на тему московской жизни. Зарисовка не то что правдоподобная, а весьма правдивая.


«Рубашка» – история одного дня из жизни московского (а когда-то провинциального) архитектора Саши. Наступает зимнее, синее утро, и начинается путешествие героя по городу – встречи, разговоры, приключения, воспоминания, размышления, сны, телефонные звонки, местечки, бары, рестораны, прекрасная и безымянная Она, лучший друг Макс. День движется по приписанной ему орбите, герой то впадает в отчаяние и тоску, то рад и счастлив, а под конец и вовсе пьян.
Гришковец, надо отдать ему должное, – мастер настроения, интонации, лирических отступлений. В этом есть что-то театральное, актерское. Автор играет на полную катушку и вовлекает в происходящее зрителя-читателя. Поэтому читается книга легко, на одном дыхании и также легко после нее себя чувствуешь, остается лишь шлейф настроения. Но если немного подумать…
Феномен Гришковца – феномен социальный. Его произведения – словно отклик на жажду современного общества в обретении какой бы то ни было философии собственного существования. И Гришковец предлагает – вот, философия простого, хорошего человека. Пусть он простой условно – ведь живет в Москве (этакая Россия в пределах Садового кольца), общается в определенных кругах, определенным образом проводит время да и за ночь может потратить столько, сколько работяга в провинции получит за год. Произведения Гришковца примиряют современного человека с реальностью. Острые углы здесь будут обрезаны – аккуратно, чуть-чуть о политике, ни слова о проблемах – война, теракты, демографический кризис, бедность, нет, все это там, за кадром, а здесь – такая разная, но вполне приемлемая Москва, бары, рестораны и весь негатив сводится к плохому обслуживанию в многочисленных точках общественного питания.
В одной статье было написано, что о Гришковце «почти никто не говорит плохо». А кто же скажет? Кто разрушит тот единственный бастион, который его самого прикрывает от наваливающейся со всех сторон действительности?
История, рассказанная автором, мила. В ней то и дело слышатся отголоски собственных мыслей, воспоминаний, ощущений. «Откуда он это по меня знает?» Однако стоит представить, что этот день будет вновь и вновь повторяться, с разными вариациями, но по сути такой же, как становится грустно.