Игорь Малышев «Дом»

Писатель  Игорь Малышев родился в 1972 году в Приморском крае, живёт в городе Ногинске Московской области, работает инженером на атомном предприятии. Автор книг «Дом», «Лис», «Подменыши», а также замечательных детских сказок и рассказов, выходящих в серии «Настя и Никита» издательства «Фома». Малышев удостаивался премий журнала «Москва», «Роман-журнала», был дипломантом премии «Хрустальная роза Виктора Розова», дважды входил в короткий список премии «Ясная поляна», номинировался на премию «Национальный бестселлер».


В своих произведениях писатель создаёт удивительно красивый, светлый мир. Малышеву удаётся описать чудо наивысшей гармонии мироздания, и не просто описать, а передать это чувство читателю. И тот оставляет книгу с мыслью: «Как прекрасна жизнь!»
Такова повесть-сказка «Дом». Лето, старый дом, в стенах которого звенят колокольчики, домовой Фома, леший Урт, садовый Голявка, мальчик Ваня, его родители, бабушка. И вокруг – Жизнь. Ощущение тепла, счастья, солнца, полноты воздуха, в котором – запах трав, земляники и прогретой земли. Здесь в реке живёт величественный, сияющий сом-солнце, а звёзды падают с неба и поют песни, угасая в болоте. Капля солнца, янтарная, искристая, в виде таинственного медовика разгуливает по полям и лесам, собирая вокруг себя птиц и зверей. Здесь родители души не чают в своём сыне, и любят друг друга. Добрый, надёжный мир – то, что останется в сердце мальчика Вани навсегда и поддержит его в трудные дни.
«Дом» вполне мог быть написан в конце девятнадцатого века, когда и происходят события книги. Язык повествования нетороплив, красочен, со множеством описаний, но читается он легко. Ощущение времени внутри текста соответствует заявленному – цивилизация ещё не бежит вперёд, события следуют друг за другом неспешной чередой.  Читая «Дом», вспоминаешь русских дореволюционных писателей, наши любимые сказки, слышишь детство самого автора.
«В мире царили жара и покой. Лето разгоралось. Белёсое полуденное небо заливало всё вокруг ленью и истомой, как обещанием вечного счастья. Не хотелось ни думать, ни шевелиться. В вышине редкие прозрачные облака бесконечным кочевьем шли через великие синие степи неба. Ваня посмотрел вверх и вдруг всё в нём заиграло от какой-то непонятной радости, восторга и надежды».
«Казалось, распахнулись какие-то невидимые ворота и прямо на мальчика хлынуло невесомое теплое небо с огромным гривастым солнцем посередине. Всё вокруг вспыхнуло искрами, каждая травинка, каждый лепесток стал прекрасным и величественным, как горы, какие Ваня видел в книгах».
Возвращая человека к природе, Малышев словно возвращает его в Эдем. «Дом» наполнен радостью бытия, здесь «всякая тварь славит Господа», а всё сущее находится в согласии. Перед нами – природа, как Естественное откровение, благовествующее о творческой силе и премудрости Творца. «От величия красоты созданий познается Виновник бытия их».  Испытывая любовь к творению Божьему, восхищение им, радование, мы  словно приближаемся к Шестодневу: «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма».   
В центре повествования – Ваня, его родители, Глафира Сергеевна и Арсений Александрович. Семья маленькая, но оставляет впечатление большой, дружной. Потому что  своей любовью сплачивает вокруг себя других людей (и не только людей), которые становятся по-настоящему родными.
Удачны образы сказочных существ, созданные автором – продуманы и внешность, и забавные привычки, все персонажи отличаются добрым юмором. И в первую очередь –  живой дом, у которого есть мечта («каждый дом хочет быть кораблём»), который любит пошалить и частенько отправляется на ночные прогулки. Тут тебе и избушка на курьих ножках, и «Ходячий замок» Миядзаки.
Но, несмотря на общий светлый настрой, в сказке поднимаются недетские вопросы. «Арсений, ну почему ты никак не хочешь бросить это своё ребячество? Тебе уже тридцать пять лет. А у нас ни своего угла нет, ни денег, чтобы его купить. Да ещё долгов на три тысячи с лишним». Трудится ли отцу в журнале, где работа по сердцу, или уходить на железную дорогу, чтобы расплатиться с долгами и прокормить семью? Вечная дилемма между призванием и обязанностью.
Кроме того, автор ведёт своего героя через испытания, словно подготавливая к самому серьёзному. «Ване открылось, что мир полон опасностей». Вот среди деревьев лежит, сверкая глазницами, страшный череп, а вот конь Кусай несёт в тёмный, ночной лес, где можно уснуть и не проснуться. Мальчику придётся проявить характер – совершить взрослые поступки, например, предотвратить пожар. Сначала незаметная, трагическая линия в повести начинает звучать то там, то здесь. Огонь, сны, оговорка служанки Натальи, наконец, отъезд в Москву.
Город – оковы, символ ненормальной жизни, в самой сути его заложено нечто искривлённое, как в испорченном механизме. Здесь долг, обязанность противопоставлены свободе деревенского существования. «Вы, люди, часто заняты тем, чего нет», – говорит Фома. Олицетворение города – дети Иогана Карлыча,  бледные, хрупкие, робкие. «Бедные городские дети, они видели цветущий шиповник только на кладбище, на могиле своей матери, которая померла три года назад, родив младшенького Сашу». Они с удивлением слушают рассказы Вани о летних приключениях и не могут поверить, что всё это происходило на самом деле. Ведь они никогда не ходили босиком по росе и не купались в реке. Город, оторванный от природы, кажется, противоречит самой жизнеутверждающей силе бытия и связан со смертью.
Однако, несмотря на трагические моменты, повесть заканчивается оптимистически. А радость и свет, пронесённые через суровые испытания, надёжнее  хранит сердце.