Майгулль Аксельссон "Лёд и вода, вода и лёд"

Когда-то я пожелала её.
"Книгу. Ледяную. С пронзительным ветром и синим, холодным морем. Чтобы соленые брызги по лицу. Мерзлые ягоды. Низкий кустарник, пожухлые травы. Молчаливые герои и удивительные судьбы. И чтобы чувствовать медленное таяние и набирающее силу солнце. Ведь кто-нибудь это написал?"


Роман Майгулль Аксельссон "Лёд и вода, вода и лёд", тем временем, уже вышел в Швеции...
В начале книги на читателя обрушивается несметное количество героев. Хотя на самом деле - всего ничего, команда ледокола и учёные-исследователи. Имена, должности, лица - все эти разношерстные персонажи, кажется, даны лишь для того, чтобы запрятать среди них одного-единственного. О ком думает и кого боится главная героиня книги Сюсанна. Линии сюжета проступают постепенно, как трещины на айсберге. Семейная сага у Аксельссон - это саспенс. "Расследование" людских судеб идёт паралелльно исследованию льда и океанских глубин. Что скрывается на дне? Удивительные арктические водоросли или чья-то смерть? Повествование наполняют люди-льдины, с которых Аксельссон без зазрения совести снимает корку льда, чтобы узнать, какая трагедия там притаилась, какие горечи и печали отравляли человеку жизнь.
Писательница Сюсанна отправляется в самое сердце льда, пускается в самый тяжёлый и страшный путь - путь к себе. Его когда-то уже совершила её тётка Элси, сестра-близнец её матери. Оставила сына и отправилась в море радисткой. Кто только не осуждал её за этот побег. Только тот, кто не знал причин, а мы с вами узнаем. Вообще испытание холодом - это лейтмотив книги. Его проходят и Сюсанна, и её мать Инес, и Элси. Только замёрзнув, только почувствовав, как промерзаешь насквозь, можно ощутить ту единственную тёплую пульсирующую жилку, привязывающую тебя к жизни. Инес идёт на причал, под порывы пронизывающего морского ветра. Ей холодно, но она "намерена простоять тут столько, сколько нужно, чтобы перестать врать себе самой. Это наказание. Справедливое наказание". Сумасшествие Инес тоже связано с чувством льда: она "по-настоящему мерзнет и всё-таки словно бы не мёрзнет вовсе. Словно ощущение холода находится где-то вне её, словно это кто-то другой мёрзнет вместо неё". Плывёт "Один", работает без устали мельница ледокола, взламывая то, что "десятилетиями было заперто и сокрыто", и вскрывается память Сюсанны, и внутренняя жизнь Инес, Элси, Андерса, Бьёрна.
"Вот он, предел её мечтаний. Она вне мира. Внутри надёжной пустоты, тотальной бессобытийности, того, к чему она стремилась всю жизнь...Она готова отречься от всей цивилизации ради блажентсва - стоять на баке ледокола и глядеть, как тот протискивается сквозь льды". "Так вот куда она шла всё это время. Вот о чём мечтала. Об упоении - взламывать лёд, разбивать вдребезги безмолвие Арктики, оставляя за собой рану в ландшафте, который годами пребывал нетронутым и нерушимым".
Сверкающее солнце, бирюзовое нутро океана, стеклянно-голубые льдины, синее небо. Кропотливо, подробно, кристаллик к кристаллику Аксельссон описывает характеры персонажей, мотивы их поступков, психологическое состояние. Всё подчинено жёсткой структуре, всё объяснено с кристалльной ясностью.
Автор пишет на знакомую всем тему - о материнской любви, но пишет под неожиданным углом. Как любовь может превратиться в пустоту, в сумасшествие, в кару, в непереносимую боль. Аксельссон пишет о судьбе женщины, которой приходится пробивать себе дорогу в мире мужчин. Не зря здесь фигурирует отсылка к Вирджинии Вульф - Инес мечтает не о чём-нибудь, а именно о "своей собственной комнате". А Сюсанна всё своё путешествие идёт к одной цели - научиться быть сильной, научиться не бояться и постоять за себя. Иначе больше невозможно жить. Все герои Аксельссон оказываются в некой точке принятия решения. И в этот момент неважно, сколько тебе лет - двадцать или пятьдесят, возраст и судьба равноправны, главное - решиться.
Бирюзовые лужи и солнце, обнимающее весь мир. И во льды тоже приходит весна...