Марта Кетро "Магички"

"Мужчины просто пишут, а у женщин - своя особая магия"
Марта Кетро. "Магички".

Кто такие магички? Девочки-ведьмочки? А, может, это игра? Сыграем в магички? И уже брошены кости, и что-то меняется в судьбе необратимо. А, может, магички - волшебные атрибуты, обереги, милые дамские штучки. Выходя из дома. не забывайте свои магички. Во всяком, случае, название удачное и многообещающее, как и идея романа. Итак, писательница Ольга, известный блогер, отправляется на литературный семинар в Крым и попадает в орден женщин-писателей. Читатель в предвкушении: сейчас непременно произойдет что-то загадочное, необъяснимое, откроется вековая тайна.


Кто же состоит в древнем ордене, ведущем свою историю от матери-основательницы Сапфо? В Ларионовой угадывается Петрушевская, в Хмельницкой - Улицкая, Джульетта Иванова – это, видимо, Юлия Шилова, Панаева – Татьяна Соломатина, а прототипом Сашки Ядовой, пишущей о детях, вполне могла быть Женя Доброва с её «Детским альбомом». По достоинству можно оценить юмор автора - неловкая и странноватая Марго, «искренняя и нежная легенда русского интернета» кажется, и есть сама Марта Кетро.
На лекциях писательниц мы узнаём, что ведьмы владеют вполне рациональными технологиями. Не магия, а маркетинг. Просчитать целевую аудиторию, отождествить героиню с читательницей. «Героиня должна быть кристально понятной и родной», «Для кого бы вы ни работали, любите их», «Популярнее всего сказки о Золушке». «Понимая человека, можно подобрать для него беспроигрышную фразу. Понимая людей - беспроигрышный текст, который повлияет не на всех, конечно, но на тысячи». «Мы можем управлять сознанием читающего. Мы можем сделать так, что тысячи женщин заплачут или засмеются, обнимут своих любовников этой ночью или прогонят».
Некоторые фрагменты книги воспринимаются как отдельные рассказы, зарисовки: детские воспоминания Ольги, связанные со странной соседкой Настасьей, встреча с Геллой, история Лизы и Ляли. Может быть, потому что Марта Кетро – мастер именно таких историй. У автора другое дарование, и здесь она играет не на своем поле.
В этом романе ружья не стреляют. Одним из самых ярких образов оказывается второстепенный персонаж – Гелла, попутчица Ольги в поезде. Но она больше не появляется в тексте, исчезает бесследно. Интригующее увлечение Марго – изготовление кукол писательниц - также остаётся без продолжения. Много раз упомянутые коридоры и лабиринты пансионата - только для антуража. Там не происходит того, что обычно случается в лабиринтах, за исключением события в зеркальной комнате. Не бегут мурашки по спине читателя, не тянет его заглянуть за угол. Все события книги могли с таким же успехом происходить и в обычной гостинице. И эта недосказанность, незавершенность преследует нас до последних страниц. Слабо мотивировано убийство Рудиной - вроде как жанр обязывает. Скомкан конец романа. После невнятного объяснения с главой магичек Еленой (не сказано по сути ничего) Ольга уезжает. Потому что выбрала любовь и свободу? Или потому что не поверила в этот бутафорский орден, в который и читатель верит с трудом? А может быть, она просто смотрит на всё с другой стороны.
«Если и существует какой-то дар любви человеку от Бога, думала Ольга, то он в возможности иногда подглядеть замысел, тронуть глупыми детскими пальцами систему мироустройства и ощутить тепло большой руки, которая только что была здесь».