Сборник современной китайской прозы "Багровое облако"

Если после отгремевшей Олимпиады вы вдруг захотели почитать «чего-нибудь китайского», то вам – сюда. Сегодня речь пойдет о сборнике современной китайской прозы «Багровое облако», составленном Союзом китайских писателей и объединившем под одной обложкой 12 разных авторов.


Сборник открывает повесть Чэнь Инсуна «Почему кричит сойка?» и сразу погружает в мир, где наравне с обычными людьми существуют боги, духи, умершие. «Ты знаешь, что такое лесная нечисть? Дикий великан с красными волосами - это и есть нечистая сила. Однажды в горы пришел охотник, пошел сильный-пресильный снег, на снегу было очень много следов детских ножек, он подошел к обрыву, а следы исчезли...»
История главного героя Бо Вэя проста – он строил с другими рабочими дорогу в горах, потерял кисти рук, стал инвалидом. А еще у него погиб лучший друг, Ван Гао. И того пришлось нести едва ли неделю на спине, чтобы достойно похоронить в родной деревне. Бо Вэй замкнут, суховат, это простой человек, который живет в горах, пасет баранов, заботится о своей семье и слушает лес. Вдруг сойка подаст голос? Крик сойки не к добру, она кричит, предчувствуя беду, смерть, свежую кровь. Это значит, там, на горной дороге снова разбилась машина и кому-то нужна помощь. Сквозь снег и тьму спешит Бо Вэй, чтобы спасти чью-то жизнь или убрать остывшее тело с дороги.
Как-то он замечает: «Вся моя жизнь – это судьба человека, который носит мертвецов». Но судьбе подчиняется. Потому что видит – расстается с жизнью тот, кто спешит нажить богатство, кто обличен властью, кто не ценит того, что имеет.
Новелла Е Гуанцинь «Не было сна на мосту Се» рассказывает об отлученной от власти императорской династии и загадочном случае – возможной реинкарнации одного из царственных сыновей, Шестого, в простого башмачника. Чужие люди по странной прихоти нарекаются родными, и вдруг, правда, оказываются ближе настоящих, тех, что связаны узами крови.
«Пройдоха На Пятый» (Дэн Юмэй) - сын разбогатевшего и затем разорившегося чиновника, ищет свое место в жизни. Авантюрист, то желающий стать писателем, то журналистом, то оперным певцом, немало посмешит читателей своими похождениями.
В рассказе Гуйцзы «Мокрая река» речь идет о тяжелой доле сельского учителя Чэнь Цуна и его сыне Сяо, который пытается найти работу и заработать на жизнь, но постоянно сталкивается с несправедливостью: здесь рабочих продают, словно товар, обращаются с ними хуже животных. И что выбрать – молчание или месть? Смириться или бороться за правду?
Цао Чжэнлу «Багровое облако». Небольшой род живет на острове Вэньшань в Южно-Китайском море. Постепенно остров приходит в упадок, плодородная почва сползает в океан, прибрежные воды загрязняются, нет ни посевов, ни рыбы, людям приходится переселиться на материк. Деревня, получившая название «Счастливой», кое-как влачит свое существование, да еще вдруг немолодому уже Вэнь-шу является багровое облако. «Когда оно является – жди великой беды, страшных катастроф». Однако, старику никто не верит. А зря…
После проведения реформ многие китайцы получили возможность зарабатывать деньги, но не в деньгах счастье и смысл существования. Главное – выполнять завет предков, «беречь жизнь».
«Беречь жизнь – это не значит бояться смерти, все смертны, да и умереть проще, чем жить. Беречь жизнь – это отношение предков к постижению своей природы и ниспосланной жизни… Беречь жизнь или не беречь жизнь – не какой-нибудь пустячок, частное дело человека. Людей на острове мало, выжить трудно, как относится человек к своей природе и жизни – важное дело всего рода».
Вэнь-шу удивляется, как легко можно забыть о заветах, поддаться искушению и даже задумать сделать из родного острова-дома бордель. Старик прикладывает все силы, чтобы спасти остров, чтобы сберечь Жизнь.
Вошедшие в сборник произведения помогают не только узнать Китай литературный, но и дают возможность понять, как и чем живут сегодня жители Поднебесной. Из текстов видно, что современный Китай – это совокупность совершенно различных слоев общества, часто законсервированных традицией, обычаями, верованиями, что, несмотря на руководящую роль партии и ее работу на местах, остается большой разрыв между богатыми и бедными, что экономически строй бывает грабительским, несправедливым и жестоким, что курс на потребление и обогащение ведет в никуда. С другой стороны, китайская проза ориентирована на человека, на семейные ценности, бескорыстную помощь, почитание предков, уважение старших. Историей, легендами, прошлым здесь дорожат также, как и будущим.