Макс Фрай "Уксус и крокодилы": 38 лучших рассказов 2006 года

Я бы хотела написать несколько рецензий не на привычные нам романы, а на сборники рассказов. Собственно, это вводная рецензия к циклу, поэтому немного общих размышлений.
Что Вам приходит на ум при слове «рассказ»? Скорее всего, Чехов, Бунин, возможно, Борхес и его антологии, модная Гавальда. А вот современный российский рассказ привычен разве что в каком-нибудь толстом литературном журнале или альманахе (за исключением, пожалуй, Татьяны Толстой, Виктора Пелевина и историй Акунина).


С одной стороны, суть проблемы очевидна – издательство не прогадает, если выпустит сборник рассказов известного автора, зачем искать кого-то еще? С другой стороны, например, в издательстве «АСТ» выходила в 2000 году «Антология современного рассказа, или истории конца века» (составитель А. Михайлов), но, поскольку, из 22 молодых авторов читать можно было лишь нескольких, то, все-таки дело не в известности и материальной выгоде, а в пресловутом писательском таланте. В общем, если все это умело соединить, то можно получить вполне успешный проект.
Издательство «Амфора» выпускает свои сборники рассказов под известным именем. «Составитель – Макс Фрай» на обложке означает, что здесь читатель найдет что-то интересное, неординарное, в духе Фрая. Вряд ли это будет занудный, причесанный, классический рассказ, нет, здесь собраны вещи с интригой, внутренним секретом, острые, как уксус и челюсти крокодилов, так что, читатель, осторожнее, не порежься!
Предмет интереса Фрая, принцип, по которому отбираются рассказы – это нечто непостижимое. Вообще территория сборника – это некое межмирье, пространство между миром нашим, земным, и миром потусторонним, призрачным. Здесь не действуют обычные законы, здесь открыты границы для проникновения разных сил – светлых и темных, и реальность плавно перетекает из четкой, обыденной в ломкую, размытую, таинственную.
В любом сборнике рассказ становится визитной карточкой всего творчества автора. Выбран удачно, понравился читателю – появится поклонник и у других произведений. А если нет, то вряд ли читатель еще обратит на писателя свой царственный взгляд. Еще антология немного похожа на лотерею – не все зависит только от автора, но еще и от его соседей, на их фоне можно и потеряться, и выделиться.
В сборнике «Уксус и Крокодилы» (2006) мне понравились «светлые» рассказы: Дины Суворовой «Сказка для Ксени», Аси Датновой «Прогульщик», Анны Кузьминской «Веточка», Александры Тайц «Вы нас видели?», Ольги Ольховской «Шаня», Анны Ривелотэ «Перчатка», Ольги Лукас «Городские фокусы», Виктории Райхер «Курьер». Природа таинственного подробно и ярко описана в «Темных садах» Феликса Максимова, намеками, подсказками – у Александра Шуйского в «Genius loci».
Сборник «Секреты и сокровища», выпущенный в прошлом году, заинтересовал меня больше, точнее, он оказался более ровным и интересным по содержанию. Например, очень удачны стилизации Алексея Карташова «Последнее дело Конан Дойла», Ивана Матвеева «Странное происшествие в Эвиденсе». Таинственное и непонятное процветает у Виктории Райхер в рассказе «Йошкин дом», у Владимира Коробова в «Иванов и Кантемиров: комната N27».
В целом, сборники Фрая дают представление о творчестве известных и неизвестных писателей, живущих в разных странах и чувствующих себя стесненными в системе привычных литературных и мировоззренческих координат.